Диагноз системе: статус морбус. Prognosis letalis.

Нарастающее, словно снежный ком, «дело врачей с национальным колоритом» заставляет шуметь всё интернет-пространство. Новость о задержании вице-премьера Василия Жарко (позже дезавуированная) вызвала шквал комментариев, основной тон которых – удовлетворение от того, что скоро Василий Иванович поедет руководить колхозом.
Позитивные эмоции от ощущения восторжествовавшей наконец справедливости в общем понятны, но даже поверхностный, по горячим следам, анализ ситуации быстро меняет позитивные ощущения на негативные.
Во-первых, в отличие от Жарко, которого то «задерживают», то «отпускают», не менее десятка вполне заслуженных, достойных, суперпрофессионалов-докторов находится за решеткой. Этический аспект проблемы мы затронем немного ниже, а пока зададим сами себе очевидный и риторический вопрос: а кому от этого хорошо? Пациентам (т.е. всем нам) – точно нет. Конечно, управляя в будущем колхозами, эти специалисты смогут принести некоторую пользу обществу, но им, в отличие от вице-премьера, эта перспектива вряд ли «светит».
Во-вторых, сформирована система, в результате «жизнедеятельности» которой можно посадить каждого медика, начиная, совсем немного утрируя, с должности заведующего отделением и выше – практически без исключения. Основная вина задержанных профессионалов лишь в том, что они живут и работают здесь – в Беларуси, и сейчас – при этом режиме. Разве кто-то сомневается, что они нашли бы достойную их таланту, квалификации и опыту работу и соответствующее вознаграждение в респектабельных клиниках за рубежом? Мздоимство, конечно, оправдать нельзя, а профессионализм - не индульгенция. Можно предположить, что они не смогли устоять перед соблазном дополнительного вознаграждения, но постараемся ответить искренне - многие бы на их месте устояли при таких условиях?
Тема коррупции в здравоохранении – многогранная, и к ней мы обязательно еще вернемся. В этой публикации затронем ещё только такой аспект, как отсутствие страховой медицины и даже малейшего движения в направлении её развития. С нашей точки зрения, именно эта претензия к Жарко сегодня должна быть основной, и причина отсутствия воли к такой реформе – именно коррупция. На основном аргументе противников СМ – отсутствии средств, описываемые события ставят жирный крест: сколько там заморских денежек уже разыскали следователи только в заначках задержанных чиновников от медицины? Сколько потрачено на якобы новое, но на самом деле, как оказалось, б/у оборудование? Коэффициент к реальным суммам, капитализированным в откаты и омертвленным в приобретенном супер-дорогостоящем металлоломе, каждый может представить сам.
Особый резонанс нынешнего скандала понятен - он разгорелся вокруг медицины, сферы, которая касается всех и каждого. Однако спросите специалиста в любой другой области – разве где-то по-другому? Вся чиновничья экономическая жизнь в центре и провинции крутится вокруг и около «откатов». Возьмем навскидку пару очевидных примеров.
Агрогородки. Новенькие, только что построенные дома по 30-50 тысяч долларов (!), в которые никто не хочет въезжать - на фоне умирающих деревень с метровыми ухабами на дорогах, заколоченными окнами школ, развалинами ферм, провалившимися крышами опустевших домов – не нужно ни Чернобыльской аварии, ни войны.
Ледовые дворцы в райцентрах - мальчишки, как и мы десятки лет назад, всё так же катаются зимой на льду прудов и озёр – откуда у их родителей деньги на абонементы да амуницию?
Поэтому простой вопрос: уберут Жарко, придёт другой – а что изменится? – имеет такой же простой и очевидный ответ – НИ-ЧЕ-ГО! И в этом вся суть созданной в нашем государстве в последние два с лишним десятилетия системы.
Этой системе для выживания просто необходимы чиновники, особенно высокопоставленные, на которых есть компромат. Они карманные, предсказуемые, управляемые. Этот алгоритм иногда дает сбой, и тогда электорату выпадает счастье ронять слёзы умиления при созерцании ритуального жертвоприношения высокопоставленного «агнца». Но эта селекция строго контролируется и дозируется «сами знаете кем». Знающие люди полагают, что подобные инциденты возникают в случаях, когда «государевы люди» начинают брать «не по чину», не изменяя пропорционально отчисления в казну, которая повыше уровнем. Впрочем, в этой схеме нет ничего необычного, она стара, как мир, и имя у неё всё то же, банальное – коррупция. Эксклюзив здесь только в том, что в нашей стране к ней органично и мастерски привит эпитет – государственная.
Рассказывают, что в некоторых странах, располагающихся преимущественно восточнее и юго-восточнее, такие системы функционируют пусть и не очень эффективно с точки зрения уровня благосостояния граждан, но вполне устойчиво во времени и весьма результативно в отношении приумножения личной казны султанов-падишахов.
На Западе подобная схема не прижилась – вероятно, по причине несравнимо большего уважения к достоинству и ценности каждого гражданина страны.
Что же до «дела врачей», то этот скандал, как представляется, для общества полезен. Во-первых, в очередной раз вскрыт воспалённый нерв коррупции. Во-вторых, со всей очевидностью продемонстрирован автор и хранитель этой системы.:Каждому понятно, что судьба того же Жарко целиком зависит от воли его сюзерена. Ну, и в-третьих - в силовых структурах остались специалисты, профессионально выполняющие свою работу, так что не правы утверждающие, что после люстрации некому будет осуществлять правосудие.
Что и как будет в Беларуси дальше? Географически мы в Европе, ментально – одновременно и в Европе, и в Азии. Экономическая неэффективность сформированной системы очевидна, момент её фактического дефолта - вопрос времени и платежеспособности восточной соседки. Но, возвращаясь к медицинской терминологии, позволим себе сформулировать прогноз. Болезнь системы (коррупция – наиболее очевидный, но далеко не единственный симптом) перешла в необратимую фазу, налицо – многочисленные, распространенные и отдалённые метастазы. Радикального лечения как не было, так и нет, так что прогноз для режима один: EXITUS LETALIS.
Комментарии ()